You are here: Главная » Книга - Объективная психология и философия жизни

Скачать книгу  полное издание (Документ Word)*(не раб.ссылка)

Скачать книгу  ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ ВОЛНОВОЙ МОДЕЛИ МОЗГА (1-я часть)(Документ Word)

Скачать книгу  ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ ВОЛНОВОЙ МОДЕЛИ МОЗГА (2-я часть) (Документ Word)*(не раб.ссылка)

 Полезные выдержки из книги - включает философскую часть книги

 

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

ВВЕДЕНИЕ К ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ

 

 В данной книге не исследовались вопросы религии и Бога, и такие цели не ставились. Тем не менее, предыдущее издание данной книги вызвало реакцию религиозных деятелей. Интерес проявили последователи разных религий. При этом представители разных религий считали, что книга имеет отношение именно к их религии. Вышло немало статей. Представители одной из религий выпустили даже специальную брошюру, посвященную первому изданию данной книги. В брошюре утверждается, что принципы, изложенные в данной книге, аналогичны принципам, на которых основывается их религия. Представители других религий говорили то же самое, но уже по отношению к своей религии. Вышли статьи, в которых анализировалась аналогия принципов и ценностей, изложенных в данной книге с древними знаниями. Были и возражения, о которых будет сказано в послесловии к данной главе.

Необходимо отметить, что цель философской части данной книги заключается в попытке объяснить философский смысл психологии, сформулировать систему ценностей и язык, связывающий психологию с другими науками. А также способствовать приближению психологии к системным наукам. Создать единую систему ценностей, из которых можно было бы однозначно определить все понятия и определения психологии и связи между ними.

В философии невозможно обойти понятие Бога в самом общем смысле этого слова: Бог есть начало всего.

В данной книге вводится понятие: «Закономерное Начало Природы», которое может быть рассмотрено как одно из возможных проявлений Бога в этом мире, а не подмена Бога.

Главная идея заключается в следующем. Природа устроена закономерно. Существует закономерное начало природы (проявление Бога, источник гармонизации). В природе действуют созидающие и разрушающие силы. Человек является частью природы, и он находится под воздействием природных сил, законов природы. Род человеческий может существовать и развиваться при условии гармонического сочетания с закономерным началом природы, законами природы. Моральные принципы вытекают из закономерного начала природы и соответствуют истине. Моральные принципы не надуманы и не навязываются человеку, они необходимы для гармонического сочетания человека с окружающим миром, для сохранения рода человеческого. Поэтому человек может выполнить свое назначение, достичь состояния радости и удовлетворения, быть по настоящему счастливым только при понимании, ощущении закономерностей природы и вытекающих из них абсолютных моральных принципов.

Сущность человека определяется непреходящими общечеловеческими ценностями – абсолютными принципами, составляющими общечеловеческую мораль. Нормальным, гармоничным человеком является тот, кто стремится к этим принципам. Для того, чтобы быть гармоничным человеком совсем не обязательно все время думать об этих принципах. Не обязательно даже знать эти принципы. Здесь речь идет о природной сущности человека, которая отражается в абсолютных принципах и присутствует в человеке чаще всего неосознанно. Отсутствие в человеке этих принципов свидетельствуют о нарушении его сущности, что также не осознается им, не переживается в непосредственных ощущениях.

Сущность человека определяется также степенью гармонии личности (подробнее см. раздел 1.1. Модель мозга и психики человека). Другими словами, степень гармонии личности определяет: насколько человек ощущает общечеловеческие обязанности, насколько человек реализован в данной личности, насколько он соответствует общечеловеческому эталону, насколько реалистически он воспринимает окружающий мир, способен сделать адеватный прогноз будущего и выработать реалистический стратегический план. Видео-компьютерная психодиагностика позволяет оперативно определить степень гармонии личности (см. гл. 3).

Человек обязан понимать закономерности природы, ощущать себя частью природы, обладать индивидуальной ответственностью перед закономерным началом природы, абсолютными принципами. Человек может ощущать гармонию реальной природы на основе народной мудрости или научных познаний.

Человек обязан ощущать в себе элемент духа как часть общей энергии природы. Одновременно он должен ощущать свою душу, т.е. индивидуальность, понимать, что его индивидуальность является формой его психики, которая содержит в себе элемент духа, абсолютные ценности. Человек должен ощущать себя субъектом, индивидуумом, имеющим индивидуальную ответственность в первую очередь перед природой, общечеловеческой моралью, а потом перед системой, структурой, инструкцией.

Человек обязан понимать, что он находится под воздействием природных сил, а не наоборот. Если человек ставит себя выше природы, то он оказывается под воздействием разрушающих сил природы, начинаются процессы разрушения человека и вырождения рода человеческого.

2.1. НЕПРЕХОДЯЩИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

 

2.1.1. Философская формула жизни и абсолютные ценности на основе теории восприятия

информации и управления

Разумеется, что ничего абсолютного и неизменного в природе нет. Под абсолютными ценностями понимаются непреходящие общечеловеческие ценности, выработанные человечеством в течение веков.

Исходя из общих философских представлений, можно сказать, что человек обязан развить жизнь и сохранить род.

Основываясь на закономерности восприятия информации и гармонического сочетания человека с окружающим миром, приведенной в гл.1 данной книги, а также учитывая основные положения теории информации и управления, можно сформулировать смысл жизни человека с точки зрения управления следующим образом:

Человек обязан управлять процессами с целью развития жизни и сохранения рода, добиваясь гармонизации окружающего мира при помощи информации, обратной связи и надежности системы управления.

Проведем расшифровку философского и духовного смысла вышеуказанных понятий. Объектами управления являются жизнь и род человеческий. Критерием управления является гармонизация окружающего мира – согласованность жизнедеятельности человека с закономерным началом природы, то есть – добро. Информация о закономерном устройстве окружающего мира есть истина.

Часть информации о закономерном устройстве окружающего мира, представленная в человеке, есть его совесть (со-весть, совместная весть, весть об истине).

Обратная связь – позволяет устранять рассогласованность, т.е. достичь согласованность между жизненными процессами человека и процессами, происходящими в окружающем мире, закономерном начале природы. Поэтому обратная связь позволяет реализовать гармонию гармоническое сочетание человека с закономерным началом природы (Богом). Кроме того, обратная связь позволяет реализовать любовь чувство гармонии.

Для надежности процесса управления человеку требуются: вера (убежденность в том, что окружающий мир устроен закономерно) и честность (готовность гармонизовать окружающий мир, готовность творить добро).

Если перечислить указанные расшифровки в приведенном выше порядке, то получим 10 способов гармонического сочетания человека с закономерным началом природы – «Десять абсолютных ценностей»:

1. Обязанность           (управление)

2. Жизнь                      (объекты управления)

3. Род                            (-----------«------------)

4. Добро                        (критерии управления)

5. Истина                     (информация)

6. Совесть                    (------«--------)

7. Гармония                (обратная связь)

8. Любовь                    (--------«---------)

9. Вера                          (надежность)

10.Честность               (--------------«--------------)

Разумеется, что количество абсолютных ценностей не может быть определено точно. Но число 10 является естественным для человека и, поэтому предпочтительнее (10 пальцев, десять заповедей, десятеричная система исчислений и т.д.).

 

Из перечисленных 10 ценностей вытекает философская формула жизни:

Человек обязан развить жизнь и сохранить род, творя добро при помощи истины, совести, гармонии, любви, веры и честности.

Абсолютные ценности взаимосвязаны между собой и нарушение одной из них затрудняет выполнение человеческих обязанностей. Абсолютные ценности составляют сущность человека, содержание его психики. Человек неосознанно стремится к абсолютным ценностям при помощи относительных ценностей. В этом заключается его духовность. Абсолютные ценности присутствуют в человеке в основном неосознанно. Это значит, что человек эти ценности не переживает постоянно в своих непосредственных ощущениях. Только временами человек начинает ощущать и осознавать эти ценности. Это – моменты счастья. Счастье есть обостренное ощущение в себе абсолютных ценностей, гармонического сочетания с закономерным началом природы. Другими словами, счастье – это моменты реализации любви. Духовность есть стремление к абсолютным ценностям посредством относительных ценностей.

 

2.1.2. Абсолютные принципы жизни

Абсолютные принципы жизни являются расширенным истолкованием философской формулой жизни и абсолютных ценностей, сформулированных в предыдущем параграфе. Абсолютные принципы жизни – это способы гармонического сочетания человека с закономерным началом природы, окружающим миром и представляют собой сущность человека.

Разумеется, исчерпывающее перечисление абсолютных принципов жизни недостижимо, как недостижима абсолютная истина. Процесс стремления человека к истине бесконечен хотя бы потому, что истина развивается. Ниже приводятся 10 абсолютных принципов жизни в соответствии с "философской формулой жизни".

 

1.    Обязанность

Человеку дается жизнь для выполнения обязанностей, данных от природы (Бога).

 Назначение жизни человека на земле – это развитие изначальной духовной энергии, вложенной в него природой.

Как крестьянин сеет семена и ждет урожая, так и природа вкладывает в человека элемент духа и ждет его развития, пополнения общей духовной энергии, сотворения материи будущего, жизненной энергии будущего.

Человек может развить дух своим умом, практическими делами, творческим, созидательным трудом. На практике это происходит путем сотворения духовных ценностей, классического наследия, воспитания детей как гармоничных личностей, благотворительностью и стремлением к абсолютным моральным принципам, связывающим человека с закономерным началом природы, прародителем, творцом.

Назначение жизни человека на земле определяет его обязанности.

Человек должен знать и понимать свои обязанности:

1) общечеловеческие,

2) родовые (в зависимости от пола, национальности, религии),

3) индивидуальные.

Нижестоящие обязанности должны служить средством для достижения вышестоящих.

Эти обязанности определяют индивидуальную ответственность человека, в первую очередь, перед природой, создателем, а потом – перед системой, структурой, инструкцией.

Права нужны человеку для выполнения своих обязанностей. Обязанности являются первичными, права – вторичными.

Если человек пытается взять, как можно больше прав без обязанностей, то он теряет главное свое право – сочетаться гармонически с закономерным началом природы, созидающей силой природы.

Каждый человек является индивидуумом. Он имеет индивидуальную ответственность перед природой и соответствующие обязанности в масштабе своей личности. Если человеку даны права больше, чем требуются для выполнения обязанностей, которые он способен реализовать, то «лишними» правами воспользуются другие люди, другие силы (тайные, разрушающие), он поневоле станет предателем и начнутся процессы разрушения и саморазрушения. Масштаб обязанностей, которые данный человек способен реализовать, определяется степенью гармонии его личности.

Свобода есть право выполнения обязанностей.

Здесь подразумеваются в первую очередь общечеловеческие обязанности, данные человеку от природы (Бога). Иногда свободу понимают извращенно – как освобождение от общечеловеческих обязанностей. Но, освобождаясь от этих обязанностей, человек не становится свободным. Он теряет свободу и индивидуальную ответственность перед созидающими силами природы.

Поэтому он оказывается во власти разрушающих сил природы и не может выполнить назначение жизни человека на земле, даже если хорошо выполняет указания и инструкции других людей, какой-нибудь структуры или системы.

 

2. Жизнь

Безусловная ценность жизни

Жизнь дается человеку от природы для выполнения обязанностей, исходящих от закономерного начала природы (Бога).

Человеку не дано по личному усмотрению распоряжаться жизнью, чужой или собственной. Нельзя ставить ценность жизни человека под условие. Жизнь является безусловной ценностью. Человек не может рассматриваться как собственность родителей, других людей или государства. Жизнь и здоровье человека не могут быть использованы в качестве инструмента или средства для достижения цели. Человек может рассматриваться как средство достижения цели только в том случае, если с его помощью достигается любовь.

Человек должен заботиться о своем здоровье для выполнения своих обязанностей. Пренебрежение своим здоровьем и жизнью (самоубийство) есть уход от обязанностей, от назначения жизни человека на земле, от сущности человека. В экстремальной ситуации человек может совершить действия, опасные для собственной (чужой) жизни с целью выполнения обязанностей, данных ему от природы и сохранения рода человеческого.

Жалость к беспомощному

Абсолютная ценность жизни подразумевает жалость к беспомощному. Неестественно проявление беспощадности и безжалостности к беспомощным. Беспомощными являются в первую очередь пожилые люди и дети. Пожилые люди – это наши корни, фундамент, а дети – это наше будущее, свет. Трепетное отношение к ним позволит нам на основе прошлого опыта и родовой памяти строить будущее, тянуться к свету, развивать духовность и сохранять род человеческий.

Чувство жалости к беспомощным иногда понимают извращенно, когда из-за «жалости» лишают человека жизни, чтобы он не мучился. Дело в том, что для выполнения своего назначения на земле – развития духа своим умом, человеку необходимо трудиться творчески, а творческий путь, как правило, является мучительным. В беспомощном состоянии человек сохраняет способность творчески трудиться, хотя бы молитвами в мыслях. Если человек находится в бессознательном состоянии и не может сознательно мыслить и общаться с нами, то бессознательные психические процессы продолжаются, его внутренний мир живет, и он может вернуться к сознательной жизни. Человеческое представление о границе жизни и смерти все время меняется по мере развития науки и познания истины. При определенной клинической картине – клинической смерти, раньше человека считали бы мертвым и похоронили бы, а теперь применяют способы реанимации и нередко он возвращается к жизни. Вполне возможно, что представление о границе жизни и смерти может измениться и в будущем по мере познания человеком истины. Путь к абсолютной истине бесконечен. Поэтому одним из абсолютных моральных принципов является безусловная ценность жизни, согласно которому человеку не дано по личному усмотрению распоряжаться жизнью, чужой или собственной.

Если человек достиг высокой степени гармонии, то он способен гармонизовать окружающую среду и людей вокруг себя, сделать их бесконфликтными по отношению к закономерному началу природы. В этом случае при нем не возникнет хаос и ему не придется решать вопросы убийства и самоубийства, использования жизни и здоровья человека для достижения цели.

 

3. Род

Родовая память – это устойчивая форма психики, обеспечивающая преемственность уклада жизни на основе памяти предков. Необходимо проявлять заботу о родовой памяти, о предках, родителях, главной задачей которой является формирование у детей устойчивой формы психики,

способной вместить в себе содержание в виде общечеловеческой морали. Кроме памяти своих предков, в родовой памяти содержится память рода человеческого, то есть – память предков об абсолютных ценностях, об общем происхождении всех людей.

Родина

Понятие родины имеет свою форму и содержание. Содержанием родины является абсолютная ценность – память рода человеческого об общем происхождении всех людей (отцовское начало). Формой родины является относительная ценность – территория, традиции, язык, религия (материнское начало). Отцовское понятие родины сочетается с духовностью в том смысле, что изначальная родина у всех людей одна, т.к. люди произошли от одного начала (от Бога) и, поэтому, изначальная родина у всех людей одна. Если понятие родины рассматривается только как относительная ценность – материнская сторона, корни, то это может привести к бездуховности. Если же понятие родины рассматривается только как абсолютная ценность – отцовская сторона, свет, то это может привести к безумию. Родину надо любить как отца и мать, как духовность и традиции.

Например, вряд ли можно обвинить представителя людоедского племени в том, что он не любит свою родину. Он любит свою землю, свой язык, свои традиции. Например, если встретит в лесу ребенка соседнего племени, то обязательно его съест из-за любви к своей родине и традициям своих предков. Если же человек не придерживается ни к каким традициям, то лишается практического ума и здравого смысла. Любить свою родину в относительном или абсолютном понимании еще не значит быть полноценным человеком.

Инстинкт сохранения рода человеческого должен преобладать над инстинктами эгоцентризма и удовольствия. Под этим в первую очередь подразумевается забота о детях, при которой интересы ребенка ставятся выше собственных интересов в любых обстоятельствах, когда здоровье и жизнь ребенка (в том числе чужого) не ставятся под условие, т.е. являются безусловной ценностью.

Сочетание национального (индивидуального) и общечеловеческого

Все национальное – территория, уклад жизни, традиции, религия, язык соответствует форме психики человека. Содержание психики является общечеловеческим и соответствует абсолютным ценностям. Наиболее благоприятным условием для гармонического сочетания человека с окружающим миром является гармоническое сочетание национальной формы психики с ее общечеловеческим содержанием.

Если национальная форма психики не содержит в себе общечеловеческих принципов, то никакого другого содержания она вместить не может. Она лишена всякого содержания и является уродливой (как у людоедов или маньяков). Это – бездуховность, которая приводит к вырождению.

Если же у человека никакой формы психики нет, никакого уклада жизни он не придерживается, то содержание психики и моральные принципы у него распускаются (как у Хиппи или наркоманов). Это – безумие, которое приводит к такому же вырождению.

 

4. Добро

Добро есть гармонизация окружающего мира.

Человек делает добро путем реализации абсолютных моральных принципов, исходящих от закономерного начала природы.

Зло есть отсутствие добра. Поэтому, если человек не творит добро, то значит, он творит зло. Нейтральным оставаться в этом процессе невозможно. Зла, как такового, не существует – это пустота, тьма, отсутствие света, благодати. Для того, чтобы творить зло необязательно грабить, насиловать, убивать. Достаточно оставаться пассивно честным.

Абсолютность добра и зла означает устойчивое стремление человека при любых обстоятельствах гармонизировать себя и окружающий мир с помощью абсолютных моральных принципов. Если человек будет придерживаться абсолютных принципов периодически, а в промежутках будет их нарушать, то он может впадать в крайние состояния добра и зла. В этом случае ему будет трудно выполнить свое назначение. Для реализации добра требуется устойчивая форма психики, основанная на родовой памяти и содержащая в себе абсолютные моральные принципы.

Делать добро, т.е. гармонизировать окружающий мир означает делать его бесконфликтным, согласованным. Важно добиться согласованности людей с закономерным началом природы. Для гармонизации окружающего мира недостаточно сделать людей бесконфликтными между собой. Поэтому, если люди относятся друг к другу хорошо, уважают друг друга, то это еще не значит, что они творят добро. Например, пьяницы говорят друг другу: «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю – мы уважаемые люди», но это не есть добро.

Нарушение абсолютности понятия добра и зла означает превращение этих понятий в относительные. В этом случае люди оценивают добро и зло не в связи с абсолютными моральными принципами и закономерным началом природы, а только между собой. Относительность добра и зла позволяет оценить одно и то же событие в качестве зла или добра в зависимости от условий, в которых оно совершается. Например, представитель дикого племени на вопрос добра и зла отвечает: «Если у меня отняли жену – это зло, если я отнял – это добро».

 

5. Истина

Стремление к истине, преодоление лжи и страха

Истина есть информация о закономерном устройстве окружающего мира.

Истина исходит от закономерного начала природы (Бога) и заключается в реалистическом отражении в сознании человека закономерностей окружающего мира и происходящих в ней процессов. Истина проявляется в абсолютных моральных принципах. Необходимо понимание того, что истина одна, она исходит от одного начала и стремление к ней является обязательным условием сохранения рода человеческого. Наличие множества правд и истин преобразует абсолютные ценности в относительные, служит основой для лжи, страха, столкновения и агрессии.

Ложь есть отсутствие истины, ее искажение, подмена.

Ложь является обратным понятием истины, поэтому ложь нужно понимать как нарушение абсолютных моральных принципов. Если человек не придерживается абсолютных моральных принципов, если у него все ценности относительные, то это есть ложь.

Не следует понимать ложь примитивно, буквально как «сообщение, не соответствующее действительности». Истина относится только к абсолютным моральным принципам и не проявляется в жизненных мелочах и непринципиальных вопросах. Если человек истину ищет на каждом шагу в деталях жизни, то он будет настолько ограничен условностями, что не сможет выжить в реальной физической среде. Способы выживания и самозащиты в практической жизни требуют проявления практического ума, а иногда и изворотливости, изощренности, но это не есть ложь. Ложь есть только то, что нарушает абсолютные моральные принципы. Даже если человек не врет конкретно в чем-либо, но не живет согласно абсолютным моральным принципам, то это есть ложь. Ложь есть свойство, а не случай.

Ложь проявляется только в нарушении абсолютных ценностей. Ложь (как и истина) является абсолютным понятием. Если ложь понимать буквально, то она превращается в относительное понятие. Тогда появляется плохая и хорошая ложь, вредная и полезная ложь, что создает хаос, неопределенность (см. раздел 1.4.7. Ложь и обман).

Необходимо понимать, что ложь и страх исходят от разрушающей силы природы. Невозможно сотворить будущее на основе лжи – подмены истины. Невозможно на лжи построить семью, счастье, заниматься творческим, созидательным трудом. На основе лжи невозможно что-либо созидать, результатом будет разрушение.

Ложь порождается на основе страха. Настоящий страх есть страх перед истиной. Человек боится нести индивидуальную ответственность перед природой, истиной, Богом. Он боится быть индивидуумом, субъектом и предпочитает быть объектом, частью структуры, мистического образования, идола, стоящего между человеком и Богом. Другими словами, страх порождает идолопоклонство – подмену Бога идолом, истину – социальной пищей. В этом случае происходит подмена цели средством: в качестве конечной цели для человека становится стремление к идолу, а не к Богу (в качестве идола может быть человек, ритуал, великая идея, великая держава и т.п.).

Настоящий страх, как правило, не осознается человеком. Он неосознанно боится, что не сможет оправдать свое назначение, выполнить обязанности жизни человека на земле и, поэтому, не уверен в себе, считает себя негодным. Им овладевает неосознанное чувство собственной неполноценности, что вызывает в его сознании обратное

чувство – превосходства над всеми и он непрерывно стремится получать доказательства своего преимущества над другими. Поэтому страх толкает человека к агрессии, разрушению окружающего мира и себя. Там, где есть страх, там нет больше ничего. Там царит пустота – зло.

Если человек соблюдает осторожность и стремится к принципу безусловной ценности жизни, то это не есть страх. С другой стороны, проявление неоправданного риска, безумия и самоубийства не есть бесстрашие. Как раз такое пренебрежение жизнью свидетельствует о наличии настоящего страха и неосознанного стремления к саморазрушению – ликвидации негодного. Поэтому иногда мазохизм путают с героизмом.

 

6. Совесть

Совесть человека представляет собой часть информации о закономерном устройстве окружающего мира, которая представлена в данном человеке. Совесть – это ощущение в себе истины, абсолютных принципов, общечеловеческой морали. Со-Весть обеспечивается восприятием совместной вести, т.е. вести для всех людей, исходящей от закономерного начала природы об абсолютных ценностях, об истине. Поэтому совесть – это весть об истине. Подмена истины – ложь есть нарушение совести. Лгать – бессовестно.

Совесть человека показывает какая часть истины находится в нем. Если в человеке нет истины, а есть только ложь, то у него нет совести.

Чувство стыда – это нежелание нарушить обязанности перед совестью, нежелание быть бессовестным. Чувство стыда сохраняет человеку совесть и оберегает ото лжи. Чувство стыда возникает на короткое время как знак того, что надо двигаться в другом направлении. Если чувство стыда сохраняется на долгое время, то превращается в самообвинение и уныние, что является грехом и может привести к депрессии.

Совесть порождает чувство человеческого достоинства: ощущение в себе общечеловеческих ценностей и сущности человека, ощущение себя человеком. Чувство достоинства – это внутреннее состояние человека и нельзя его путать с честью, гордыней, желанием получить преимущество перед другими людьми.

7. Гармония

Гармония есть согласованное протекание жизненных процессов человека с окружающим миром, закономерным началом природы (Богом). Ощущение и понимание закономерностей природы обеспечивают человеку адекватное поведение в окружающем мире.

Под внутренней гармонией понимается согласованность двух начал человека – интуиции и логики (или духа и ума). Внутренняя гармония личности означает наличие стабильной функциональной связи между двумя полушариями головного мозга человека, согласованное протекание колебательных процессов в них, когда человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). Гармония с внешней средой означает согласованное протекание колебательных процессов во внешней среде, идущих от закономерного начала природы и внутри человека. При наличии внутренней и внешней гармонии человек способен воспринимать реалистическую информацию из внешней среды и вырабатывать адекватное поведение. При нарушении гармонии (внутренней или внешней) у человека снижается реалистичность восприятия окружающего мира и адекватность поведения. Он частично переходит в мир иллюзий (иллюзорно красивый мир удовольствий) и теряет свободу.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует его психологическому иммунитету от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку гармонизировать окружающий мир и делать людей бесконфликтными по отношению с закономерным началом природы.

 

8. Любовь

Любовь есть чувство гармонии.

Точнее, любовь есть чувство гармонического сочетания с закономерным началом природы (Богом). Чувство любви к конкретному человеку означает гармоническое сочетание с Богом с помощью этого человека. Как говорил философ, влюбленными являются не те, которые смотрят друг на друга, а те, которые смотрят в одном направлении. То есть должна быть общая цель в виде стремления к закономерному началу природы. Любовь приближает человека к своему создателю.

Если человек имеет степень гармонии личности значительно меньше, чем вы, то вы не можете его любить, т.к. вы не сможете достичь с его помощью чувства гармонии, точнее – чувства гармонического сочетания с Богом. Он не может вас связывать с Богом. Он же может вас любить – сочетаться гармонически с закономерным началом природы с вашей помощью. А, у вас по отношению к нему может быть чувство жалости. Если же вам чувство жалости покажется любовью к нему,   то у вас степень гармонии понизится, и вас тоже невозможно будет любить.  Если вы хотите его полюбить, то надо ему помочь стать более гармоничным. Вы должны ограничить его права на собственную жизнь и здоровье  в соответствии со степенью  его гармонии. Иначе лишними правами, которые он не может реализовать, тайно воспользуются другие люди (разрушающие силы). С вашей точки зрения он станет предателем, хотя не будет понимать этого. Результатом может являться разрушение и саморазрушение. Человеку можно доверять в соответствии со степенью его гармонии. Верить же в человека безоговорочно нельзя. Верить можно только в Бога.

Состояния любви можно достичь не только ощущением любви к конкретному человеку, но и творческим трудом, воспитанием детей, благотворительностью, жалостью к беспомощным, молитвами и всем тем, что способствует созданию духовного наследия человечества – жизненной энергии будущего. Любовь – состояние, а не процесс. Состояние любви характеризуется удовлетворением и тихой радостью. Нередко любовь понимают извращенно – как процесс удовольствия, бурной радости, освобождения диких инстинктов и садо-мазохизма – удовольствия от мучения. Любовь созидает, а удовольствие разрушает. Ни один земной человек не может полностью отказаться от удовольствия, поэтому мы постепенно разрушаемся и уходим из этой жизни.

 

 

9. Вера

Вера есть убежденность человека в том, что этот мир устроен закономерно.

Если человек убежден в том, что этот мир устроен закономерно, то он убежден в существовании информации об этом. Как было показано выше, информация о закономерном устройстве этого мира есть истина. Поэтому, другими словами, вера есть убежденность человека в том, что истина существует.

Человек верит, что в этом мире действуют созидающие и разрушающие силы, и основой жизни являются созидающие силы, исходящие от закономерного начала природы. Человек верит в то, что считает вечным. Вера заключается также в том, что все имеет свое начало. Бог проявляется как начало всего, прародитель, закономерное начало природы, причина творчества.

Никто и ничто не может стоять между человеком и Богом в качестве конечной цели – ни ритуалы, ни государство, ни другие люди. В противном случае имеет место идолопоклонство – подмена цели средством, идолом. Человек лишается индивидуальной ответственности перед Богом, превращается из субъекта в объект и попадает под воздействие разрушающих сил природы.

Человек верит, что после смерти душа человека продолжает жить и проявляется в этом мире как память о нем, которая может быть доброй или недоброй. Духовное наследие человечества проявляется в этом мире как жизненная энергия будущего, необходимая для обеспечения будущей жизни на земле.

 

10. Честность

Честность есть готовность человека гармонизировать окружающий мир, т.е. – готовность творить добро.

Честность проявляется в намерении реализации добра, восприятии общечеловеческих ценностей, абсолютных принципов. Нечестность есть отсутствие у человека таких намерений, она связана с хищничеством и разрушением.

Честность может быть пассивной или активной.

Нечестность является всегда активной, она может существовать только в активной форме. Нечестность побеждает пассивную честность, но не может победить активную честность.

Пассивно честный человек сам не стремится нарушить моральные принципы, но не противостоит нарушению этих принципов, если даже это происходит в его ближайшем окружении. Он примиряется к нечестности, хаосу вокруг себя и не противостоит этому даже в своей душе, внутренне, мысленно. Такое примирение к нечестности, делает пассивную честность равносильной этой нечестности.

Поэтому, пассивная честность и нечестность являются

одинаковым злом. Это зло может победить только активная честность. Активная честность подразумевает не только неприятие хаоса вокруг себя, но и активные действия по гармонизации окружающего мира в масштабе своей личности. С помощью активной честности человек творит добро и стремится к святости, уравновешенности, гармонии.

Как было показано выше, человек обязан управлять процессами, т.е. – гармонизировать окружающий мир, творить добро. Пассивная честность означает уход от этой обязанности. Если человек не управляет, то – это есть зло.

 

2.2. ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ

 

2.2.1. Что такое духовность

Духовность есть стремление к абсолютным ценностям посредством относительных ценностей.

Она выражается в сотворении духовных ценностей, духовного наследия человечества – жизненной энергии будущего, материи будущего.

Другими словами, духовность есть наличие у человека абсолютных ценностей в качестве цели своей жизни на земле, а также наличие относительных ценностей в качестве средства для достижения этой цели.

Если все ценности относительные – это бездуховность.

Если все ценности абсолютные – это безумие.

Абсолютными являются такие ценности, которые значимы в любых условиях. Эти ценности не зависят от условий, т.е. являются безусловными. Например, жизнь и здоровье ребенка является абсолютной ценностью для любого нормального человека в любых условиях. Если жизнь ребенка ставится под условие, то она превращается в относительную ценность. Например, людоед или маньяк считают ребенка относительной ценностью: если это чужой ребенок, то можно его есть, своего же ребенка нельзя есть. Аналогичным разрушающим образом проявляют себя мошенники, хулиганы и бандиты. Это – примеры бездуховности (разрушения), превращения абсолютных ценностей в относительные.

Абсолютные ценности и духовность ассоциируются с такими понятиями, как истина и совесть. Истина заключается в закономерном устройстве природы. Весть об истине идет от закономерного начала природы. Это – весть для всех людей или совместная весть – совесть. Абсолютные ценности используются людьми в качестве способов гармонического сочетания с закономерным началом природы и являются необходимым условием для сохранения рода человеческого на земле.

Абсолютные ценности представляют собой содержание психики человека и определяют его сущность.

Относительные ценности представляют собой форму психики человека и обеспечивают проявление его сущности.

Относительные ценности являются средством достижения абсолютных ценностей.

Относительными являются такие ценности, которые зависят от конкретных условий и ситуации. Относительная ценность может обесцениться или стать высоко значимой в зависимости от ситуации, но не может стать абсолютной. Иначе произойдет подмена цели средством – идолопоклонство.

Примерами относительных ценностей являются: форма психики, тела, одежды, конкретные традиции, ритуалы, язык, место жительство, национальность. Например, женщина-фотомодель превращает форму тела в абсолютную ценность и вводит в свое тело силикон и наносит вред своему здоровью и жизни. Аналогичным саморазрушающим образом проявляют себя алкоголики, хиппи и наркоманы. Это – примеры безумия (саморазрушения), превращения относительных ценностей в абсолютные.

Нельзя людей сравнивать между собой по форме психики, по относительным ценностям. Хорошей является та форма психики, которая вмещает в себе содержание в виде абсолютных ценностей. В этом смысле форма психики людоедов является уродливой.

Духовность является крайностью. Другой крайностью по отношению к духовности является разумность. Духовность и разумность сходятся в гармонии, святости. Святость или гармония есть сочетание сильного духа с сильным практическим умом в одном человеке или в творческом коллективе. Гармония связана с красотой реального мира и удовлетворением. Достигая состояния гармонии люди создают шедевры мировой культуры и науки, духовное наследие человечества, жизненную энергию будущего, материю будущего.

Бездуховность – превращение абсолютных ценностей в относительные – также является крайностью. Другой крайностью по отношению к бездуховности является безумие – превращение относительных ценностей в абсолютные. Бездуховность и безумие сходятся в хаосе, психопатии. Хаос есть сочетание в одном человеке или группе людей (толпе) бездуховности и безумия, разрушения и саморазрушения, маниакальности и депрессии, садизма и мазохизма. Хаос связан с красотой иллюзорного мира и удовольствием. Входя в процесс хаоса носители безумных идей объединяются с бездуховной массой и начинаются масштабные разрушения (как это бывает при взаимно-разрушающих войнах, нацизме, революциях и т.п.).

 

2.2.2. Возможно ли определение Бога и изучение

технологии иного мира с помощью науки

Научный анализ технологии иного мира есть безумие. Ни одному земному человеку не дано это. Можно говорить только о проявлениях Бога в этом мире. Бог проявляется в этом мире как начало всего, как любовь, гармония, созидающая сила.

 Одно из проявлений Бога есть закономерное начало природы. Природа устроена закономерно. Законы природы не противоречат друг другу, а гармонически сочетаются между собой. Это значит, что существует единое начало, источник гармонизации, общий генератор, гармонизирующий всю природу, закономерное начало природы.

Наука и религия стремятся к познанию истины разными путями. Религия основывается на вере, наука – на опытах и сомнениях. Научное мышление не может быть категоричным – оно вероятностно. Но выводы научного и религиозного мышления могут соответствовать друг другу. Разумеется, здесь речь не идет об объединении научных и религиозных методов. Наука не будет заниматься исследованием религиозных понятий, а религия не будет искать доказательства существования Бога научными методами.

Верующий человек не ищет Бога, он верит в Бога. Богоискательство есть безбожие.

Наука изучает закономерности природы и в этом заключается общая точка соприкосновения науки и религии.

Из закономерного начала природы вытекают основные колебательные процессы, которые гармонизируют окружающий мир. Гармония есть согласованное протекание колебательных процессов. Если человек ощущает колебания, исходящие от закономерного начала природы, то это чувство есть гармония, любовь. Если человек способен расшифровать это чувство и описать на понятном другим людям языке, то это есть творчество.

Результатом творчества является со-творение нового (совместное творение с Богом), развитие духа, сотворение духовного наследия – жизненной энергии будущего, материи будущего. В этом заключается назначение жизни человека на земле. В этом смысле главное назначение человека заключается в гармоничном сочетании с закономерным началом природы, в приближении к Творцу.

Бог есть главный творец. Бог создал человека по своему образу и подобию. Поэтому человек тоже творец. Он принимает участие в гармонизации окружающего мира, т.е. творит добро и способствует накоплению благодати (жизненной энергии будущего).

Главным мотивом творческого труда является неосознанное стремление человека к закономерному началу природы, своему создателю, Богу.

Бог есть причина творчества.

Понятие Бога подразумевает наличие в природе не только созидающей, но и разрушающей силы (существование противоположных сил в природе доказано научно). Если созидающая сила природы направлена на сохранение рода человеческого, то разрушающая сила направлена на вырождение рода человеческого. Целостность этих противоположных сил определяет развитие. Через разрушающую силу природы человеку посылается соблазн и испытание. Преодолевая соблазн, человек возвышается нравственно и приближается к своему создателю. Равновесие этих противоположных сил, его периодическое нарушение и вновь восстановление есть основа жизни и развития.

 

 

2.2.3. Духовность и наука

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно привести определение духовности и науки.

Духовность есть движение духа с умом. Другими словами духовность есть стремление человека к абсолютным ценностям (к интуиции, духу) посредством относительных ценностей (логики, ума) и выражается в развитии духа умом, сотворении духовного наследия, жизненной энергии будущего, материи будущего (см. подробно раздел «Что такое духовность»). Духовность основана на гармонии духа и ума (логики и интуиции) и позволяет вырабатывать абсолютные моральные принципы – способы гармонического сочетания человека с закономерным началом природы, окружающим миром.

Наука есть способы сотворения нового. Научное творчество есть логическое осознание интуитивно воспринятых образов реального мира. Научное творчество позволяет человеку получить принципиально новые знания о природе путем осознания и расшифровки на логическом языке интуитивно воспринятых образов окружающего мира. Наука устанавливает неизвестные ранее закономерности природы и, таким образом, позволяет человеку вырабатывать способы гармоничного сочетания с закономерным началом природы, окружающим миром.

Таким образом, цели науки и духовности совпадают. Наука и духовность позволяют человеку достичь одного и того же: вырабатывать способы гармоничного сочетания с закономерным началом природы, окружающим миром. Без этого невозможно сотворение материи будущего и сохранение рода человеческого. Можно сказать, что наука есть средство достижения духовности и один из способов развития духа умом. Установленные наукой неизвестные ранее закономерности, свойства и явления природы относятся к духовному наследию, жизненной энергии будущего.

Бездуховностью является псевдонаука, основанная только на логике (осознанном психическом), а безумием является лженаука, основанная только на интуиции (неосознанном психическом).

Реалистическое научное творчество основывается на гармоничном сочетании логики и интуиции, ума и духа, осознании и оформлении на логическом языке интуитивно (неосознанно) воспринятых образов, исходящих от закономерного начала природы.

 

2.2.4. В чем заключается главный выбор человека

В самом общем виде главный выбор человека зависит от его стремления служить созидающим или разрушающим силам природы. Как только человек отходит от созидающих сил, сразу попадает к разрушающим силам. Говоря точнее, насколько человек отходит от служения созидающим силам, настолько он приходит к служению разрушающим силам, попадает под их влияние.

С философской точки зрения главный выбор человека заключается в выборе между созиданием (гармонией, добром) и разрушением (хаосом, злом). Хотя, те которые служат злу, разрушению и сеют хаос не осознают этого (делают это неосознанно). Сознательно же они действуют на основе благородных мотивов и стремятся к справедливости, добру, понимая это по своему, относительно. Строгого деления людей на гармоничных и хаотичных не существует. В каждом человеке есть стремление к созиданию и разрушению, но в разной степени. Стремление к разрушению, как правило, не осознается человеком.

С психологической точки зрения главный выбор человека определяется его преимущественной склонностью к процессу удовольствия или к состоянию удовлетворения.

Если все это изобразить в крайних жизненных проявлениях, то главный выбор человека заключается в следующем.

Человеку дан выбор:

·      или в первой половине жизни пройти долгий и мучительный путь созидательного, творческого труда, а во второй половине жизни достичь состояния удовлетворения и тихой радости,

·      или в первой половине жизни предаться длительному процессу удовольствия и бурной радости, а во второй половине жизни мучиться от бесцельности и одиночества.

Так что выбирай, когда хочешь мучиться: в первой половине жизни или – во второй. Идеального варианта нет, другого пути нет.

Говоря другими словами:

Одни люди стремятся стать быстрыми, изворотливыми, дерзкими, изощренными, похотливыми, чтобы получить как можно больше удовольствия от жизни сейчас и здесь – ведь не известно, что будет дальше, тем более в старости. Чего там хорошего в старости? Зачем она вообще нужна, эта старость? Лучше в молодости достичь максимума удовольствия, испытать все прелести жизни до конца, войти в экстаз от освобождения диких инстинктов, доставить удовольствие друг другу, получить одобрение от кумиров, посмеяться над лопухами, а потом можно и умереть – вторая половина жизни и старость вовсе не нужны. Иная жизнь таким людям кажется скучной и надоедливой.

Другие же люди изначально нацелены на окончательный итог жизни, исполнены чувством долга и обязанности перед природой, прародителем, созидателем. В молодости трудятся сознательно, терпеливо, кропотливо, не считаясь с насмешками, унижением, пренебрежением и стремятся к творческому, созидательному результату – сотворению жизненной энергии будущего. Такие люди нацелены достичь во второй половине жизни состояния удовлетворения и гармонии с окружающим миром, могут до глубокой старости испытывать тихую радость от созерцания результата сотворения и уйти из жизни, находясь в окружении любящих потомков и почитателей. Иная жизнь таким людям кажется пустой и бесцельной.

Разумеется, в практической жизни такого четкого разделения жизненного пути не бывает. Здесь указаны крайние состояния. Это нужно для понимания предельных возможностей. Обычно в человеке есть и то и другое. Главное заключается в том, чего больше: стремления к процессу удовольствия или результату сотворения. От этого зависит преимущественный итог жизни человека: чего больше – созидания или разрушения. Если, скажем, человек колебался в первой половине жизни между двумя выборами (осознанно или неосознанно), то и результат будет половинчатым.

Возникает вопрос: а нельзя иметь все в полном объеме, путем разделения на две части – в начале удовольствие, а потом удовлетворение?

Вряд ли возможно в первой половине жизни все время находиться в процессе удовольствия, а потом все время пребывать в состояние удовлетворения.

Удовольствие и удовлетворение – разные понятия, как бы два разных сосуда, в которых помещается жидкость одного постоянного объема. Можно только переливать туда-сюда. Если от одного убавляется, то к другому прибавляется. Если человек отклонился в сторону удовольствия, то ему не будет хватать удовлетворения и наоборот – если он отклонился в сторону удовлетворения, то потребность в удовольствии уменьшится.

Крайними примерами являются:

– маньяк, который постоянно находится в процессе удовольствия и не может удовлетвориться, и

– отшельник, который постоянно находится в состоянии удовлетворения и не может испытать удовольствие.

У отшельника нет потребности в плотском удовольствии. А удовольствие существует только плотское. Душевное ощущение отшельника не является процессом удовольствия, а является состоянием удовлетворения и тихой радости, гармонии и божественной любви. Он трудится тихо и своими молитвами непременно творит дух – жизненную энергию будущего. Он сотворяет материю будущего – совместно творит с Богом, помогает ему, приближен к нему. И спрос с него большой. Он даже в мыслях не может думать об удовольствии. Вспомним «Мцыри» Лермонтова или «Отшельник» Ильи Чавчавадзе, где отшельник согрешил мысленно и был поражен.

Маньяк постоянно ищет удовольствие любыми способами. Для него мучение тоже удовольствие. Он старается доставить удовольствие и другому, продлить процесс удовольствия до бесконечности, стремится к максимуму удовольствия, которого не существует и в этом заключается главная иллюзия маньяка. В душе маньяка царит смута и хаос. У него нет собственных душевных переживаний и эмоций. Он живет чужими эмоциями. Поэтому ему нужны партнеры для садомазохизма, что он может называть любовью, удовольствием. Хотя он не осознает сущность этого процесса и действует благородными мотивами.

Эти два крайних типа – отшельник и маньяк выходят за рамки обычных людей. Отшельник приближается к божественным существам, маньяк – паразитам-хищникам.

Пьяницы, наркоманы, блудники тоже стремятся к максимуму удовольствия и незаметно для самих себя разрушаются в процессе удовольствия.

Удовольствие и разрушение связаны между собой. Нередко разрушение вызывает удовольствие. Например, ребенок с удовольствием разрушает игрушку. Разница заключается в следующем:

Не любое разрушение является удовольствием,

но любое удовольствие является разрушением.

За удовольствие человек платит разрушением. Ни один земной человек не может полностью отказаться от удовольствия. Выполнение основных человеческих обязанностей также связаны с удовольствием. Например – воспроизводство и воспитание себе подобных. Поэтому мы разрушаемся постепенно и уходим из этой жизни.

Бессмысленно заставить человека выбрать тот или иной путь. Это выбор самого человека, осознанный или неосознанный. Возможность выбора человеку дается после детства, но условия детства и наследственные факторы существенно влияют на этот выбор. Тем не менее, влияние наследственных факторов и условий детства не являются абсолютными. Всегда существует возможность усовершенствования личности человека путем воспитания, самовоспитания, психологической коррекции и повышения степени гармонии личности.

2.2.5. Склонность различных психологических

типов к семи смертным грехам

Согласно религиозным воззрениям существуют семь смертных грехов человека: сребролюбие, жадность, гнев, блуд, зависть, уныние и гордыня. Самый большой грех – гордыня.

Представляет интерес соответствие между религиозными представлениями о склонностях людей к грехам и склонностях психологических типов согласно типологии на основе асимметрии мозга. (см. раздел 1.2. Объективная типология).

Ниже приводится схема психологических типов, на которой спроецированы семь смертных грехов (рис.2.1). Из этой схемы видно, что определенные психологические типы склонны к определенным грехам.

В частности, логические дестабильные и их крайние проявления – бездуховные (маниакальные) склонны к следующим трем грехам: сребролюбие, жадность, гнев. Интуитивные дестабильные и их крайние проявления – безумные (депрессивные) склонны к следующим трем грехам: блуд, зависть, уныние.

Выше было показано, что бездуховность и безумие сходятся в хаосе. По аналогии можно показать, что соответствующие две группы грехов:

1)сребролюбие, жадность, гнев и

2) блуд, зависть, уныние сходятся в седьмом и самом главном смертном грехе – гордыни.

Таким образом, гордыня ассоциируется с хаосом, психопатией, маниакально-депрессивным синдромом, садомазохизмом, эгоцентризмом.

Чем гордится хаотичный (одержимый) человек? Он гордится своей разрушающей силой, непобедимостью. Его невозможно победить потому, что он является одновременно разрушителем и саморазрушителем, убийцей и самоубийцей. 

Эгоцентризм

Рис. 2.1. Проекция семи смертных грехов и на схему           психологических типов

 

 

2.3. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУССТВО

 

2.3.1. Проекция творчества и искусства на схему

психологических типов

Нередко творчество и искусство отождествляют. На самом деле творчество и искусство представляют собой единство противоположностей.

Творчество есть логическое осознание интуитивно воспринятых образов реального мира.

Искусство есть способ изображения творчества. Творчество подразумевает сотворение нового, а искусство изображает это новое разными формами.

Вначале возникает индивидуальный творческий процесс. При этом искусство почти не требуется. Потом роль искусства увеличивается в связи с необходимостью донесения результата творения до других людей (масс). Чем сильнее творческий процесс, тем слабее выражено искусство и наоборот. Чем, больше стремится человек к творческому процессу, тем меньше думает об искусстве. Между творчеством и искусством такое же взаимоотношение как между композитором и пианистом исполнителем, архитектором и строителем, режиссером и артистом и т.д.

Творчество связано с сотворением, а искусство – с представлением. Творчество основывается на стабильной связи и согласованности логики и интуиции, а искусство – на их случайном смешивании. Творчество реально, а искусство ирреально, иррационально, иллюзорно. В каждом творчестве есть доля искусства и наоборот – в каждом искусстве есть доля творчества (индивидуальности).

Чистое творчество – это индивидуальное состояние гармонии или процесс осознания чувства гармонического сочетания с закономерным началом природы.

Чистое искусство – это механическое повторение (абсолютный порядок, жесткость) или хаотичное перемешивание (абсолютный беспорядок, абстракция, калейдоскоп).

В худшем случае искусство может в сильной степени оторваться от творчества и стать чисто исполнительским (ремеслом) или чисто иррациональным (чудачеством).

В этом случае искусство основывается на пространственно-временных образах, возникающих в результате повышенной чувствительности к внутренним или внешним раздражителям и представляет собой импульсивную и непосредственную реакцию на эти случайные раздражители. Эти образы не имеют отношение к гармонии природы и не могут служить созиданию.

Творчество может быть только созидательным, а искусство может быть как созидательным, так и разрушительным.

Анализ творчества и искусства облегчается с помощью схемы психологических типов на основе асимметрии мозга.

При гармоничном сочетании логики и интуиции усиливается творческий процесс (приближение к реальности). При случайном смешивании логики и интуиции усиливается процесс искусства (приближение к иллюзии). Искусство имеет своеобразную иллюзорную красоту. Мир иллюзий очень красив и манит своей непредсказуемостью, неповторяемостью, ирреальностью и иррациональностью. Творчество имеет свою красоту, связанную с гармонией реального мира.

В целом к творческому процессу более склонны гармоничные психологические типы (LIS), а к искусству – хаотичные (LID).

Интуитивные стабильные психологические типы (IS) склонны к стратегии творческого процесса и его целостному восприятию.

Логические стабильные психологические типы (LS) более склонны к тактике творческого процесса и его дифференцированному анализу.

Логические дестабильные психологические типы (LD) более склонны к исполнительскому искусству (ремеслу).

Интуитивные дестабильные психологические типы (ID) более склонны к иррациональному искусству (чудачеству).

 


На рис. 2.2. приводится проекция творчества и искусства на обобщенную схему психологических типов.

 

Рис. 2.2. Проекция творчества и искусства на обобщенную схему психологических типов.

 

2.3.2. Как отличить реалистическое творчество

от иррационального искусства и ремесла

Настоящее творческое произведение основывается на гармонии природы. Гармония есть согласованное протекание колебательных процессов. Задачей творческого труда является творение, сотворение или Со-Творение – совместное творение. Совместно творят дух и ум, интуиция и логика с закономерным началом природы. Для настоящего творчества необходимо уловить колебания, идущие от закономерного начала природы. Эти колебания имеют волновую природу. Поэтому настоящие творения, ставшие классикой имеют волнообразные, постепенные переходы. Резкие переходы, изрезанные, экстремальные формы, вопли, судорожные движения – все это характерно для иррационального, разрушающего искусства.

Творческий человек способен своей интуицией воспринять гармонию природы в виде связи между колебательными процессами в природе, то есть – периодическими повторениями. После этого он способен осознать своей логикой форму этой связи и изложить на общедоступном языке.

Например, Штраус ехал в карете вечером в лесу, сквозь дремоту он слышал периодически повторяющийся скрип колеса, он услышал также периодически повторяющееся чирикание птички, уловил связь между этими процессами, осознал эту связь, эту гармонию и изложил на понятном другим людям языке, в виде нот. И, вес мир запел «Большой вальс».

Другой пример. Ньютон гулял в саду. Вдруг случайно яблоко упало ему на голову. Он задал себе вопрос: почему предметы падают? Осознал связь между периодически повторяющимися процессами и сформулировал закон всемирного тяготения. Таких примеров можно привести много.

Разумеется, приведенные здесь примеры являются простыми. В общем случае для творческого процесса нет необходимости прямого воздействия грубых физических раздражителей. Есть другие способы осознания природных образов, например – с помощью мысленных, математических опытов.

Говорят, что случай помогает счастливчикам найти новое. Но почему-то эти случаи происходят именно с теми людьми, которые являлись специалистами и работали в соответствующем направлении много лет. Разве другие люди, или сам Штраус, раньше не слышали как поет птичка или как скрипит колесо. Разве кроме Ньютона никто не видел как падают предметы. Такие случаи происходят все время со всеми. Эти процессы существуют объективно в природе. Но, для творчества требуется достижение высокой степени внутренней гармонии личности, чтобы воспринять гармонию природы, идущую от закономерного начала природы. Когда человек долго трудится в одном и том же направлении и, таким образом, развивает свою логику, то наступает момент и он начинает осознавать своей логикой свою интуицию и гармонию природы, то есть наступает прозрение и человек временно и частично подключается к закономерному началу природы. Именно, воспринятые таким путем образы при соответствующем логическом оформлении становятся классикой в научном или художественном творчестве, так как соответствуют изначальной природе человека.

Таким образом, в реалистическом художественном творчестве должна быть не только интуиция, но и логика, т.е. – сочетание логики с интуицией и интуиции с гармонией природы. Сам автор творческого произведения может до конца и не осознавать эту логику, также и другие люди эту логику (правило) могут не замечать. И это нормально, так как

художественное творчество воздействует на интуитивное, чувственное восприятие. Но эта логика обязательно должна быть. В конце концов она раскрывается самим автором или исследователями, критиками и т.д.

С другой стороны, в реалистическом научном творчестве должна присутствовать не только логика, но и интуиция, т.е. – неосознанная связь с закономерным началом природы. Сам автор научного результата может до конца и не осознавать эту интуицию, также и другие люди ее могут не замечать. Но эта интуиция должна обязательно быть, так как интуиция есть неосознанная связь с закономерным началом природы и определяет реальность полученного результата. В последствии закономерность, лежащая в основе полученного научного результата, может быть раскрыта самим автором или другими исследователями.

Так называемые модернистские, абстрактные произведения или абстрактно-научные формулы, не связанные с реальной средой, гармонией природы, не содержащие в себе гармоничного сочетания логики и интуиции, не могут считаться реалистическим творчеством. Если в науке за основу взять логику и дальше строить логические последовательности, то к новому знанию невозможно прийти, так как новое знание алогично и противоречит здравому смыслу. Такие направления являются иррациональным искусством, мастерством, ремеслом. Они представляют собой пространственно-временные воображения, возникающие на основе внутренних импульсов(раздражителей), не связанные с реальным миром, которые автор оформляет на своем языке. Это игра – ложные шедевры, или псевдонаука.

Новое знание приходит в виде образов через интуицию от закономерного начала природы. Интуитивно полученные образы, содержащие новое знание становятся логическими после осознания логикой и изложения на языке логики, понятном другим людям.

Знание, навыки относятся к области подсознания, психологическому автоматизму и не имеют решающего значения в творческом процессе. Разумеется, нужно иметь базовое знание – общую основу владения инструментом. Нужно иметь необходимый минимум знания, достаточный для данного творческого процесса. Но нет необходимости иметь энциклопедические, справочные знания – на все случаи жизни. Как правило, овладение такими знаниями происходит за счет освобождения ума(логики) от интуиции. Свободный ум является быстрым, изощренным, изворотливым, изобретательным и дерзким. Это – копирующий ум, копирует другую логику. При этом теряется связь между логикой и интуицией, что делает невозможным творческий процесс. Можно иметь безгранично большие знания, но ничего нового не сотворить, если не работает интуиция. С другой стороны, можно иметь высоко развитую интуицию, но тоже не сотворить новое, если нет знаний, инструмента, с помощью которого нужно осознать интуитивно воспринятые образы, оформить на языке логики и сделать доступным для других людей. В народе говорят – знаю и ведаю. Ведать означает заведовать, управлять знаниями. Человек, который только знает, но не ведает, не сможет творить новое. Необходимо гармоничное сочетание знания и умения, логики и интуиции для реалистического творчества. Иначе, если человек только знает, но не ведает, то это – мастерство, ремесло. Если же человек только ведает, но не знает, то это – иррациональное искусство.

Творческий процесс возможен, если есть следующие три компонента: материал, инструмент и творец. Обычно материалом является вещество, а инструментом является ум (логика, знание). Человек-творец должен ощутить себя отдельно от материала и инструмента, как бы созерцать весь процесс со стороны для того, чтобы управлять этим процессом. Другими словами, человек должен ощутить себя индивидуумом, обладающим индивидуальной ответственностью перед закономерным началом природы, а свой ум он должен ощутить отдельно от себя в виде части общего ума, общего знания, совместного знания (Со-Знания) и тогда он сможет легко творить, меняя умом форму материала(вещества). При достижении человеком высшей степени гармонии личности упомянутые три компонента творческого процесса меняются. Происходит определенный сдвиг в сторону духа (интуиции). Вместо вещества материалом становится ум (логика, модель объекта), а вместо ума инструментом становится дух (интуиция). Человек, ощущая себя индивидуумом, творцом, пользуется духом (интуицией, энергией, идущей от закономерного начала природы) как инструментом и производит изменения в модели объекта. При этом аналогичные изменения могут произойти в самом объекте. Таким образом, например, человек может оздоровить себя или другого, работая с моделью тела.

Человек может творить только тогда, когда может представить свой ум в качестве инструмента, перестать думать о себе о своем уме (теле), о своих проблемах, освободиться от эгоцентризма. В таком состоянии творческого процесса человек может находиться в течение долгого времени и не ощущать усталости, потребность в еде, сне. Он как бы получает энергию от закономерного начала природы, ощущая связь с природой. При этом человек способен Со-Творить (совместно творить с закономерным началом природы) шедевры на основе интуитивного восприятия образов реального мира, гармонии природы. В этом заключается реалистическое творчество. Так созданы шедевры мировой культуры и науки, классические произведения – духовное наследие человечества. Ощутить для творческого процесса свой ум отдельно от себя и представить его в качестве инструмента или материала, в качестве части общего ума, общего знания не значит отделить себя от ума, отойти от ума, сойти с ума. Такое происходит только тогда, когда человек отходит от закономерного начала природы и теряет связь с объективной реальностью, гармонией природы. В таком состоянии он воспринимает окружающий мир ирреально, иллюзорно, иррационально. Сотворение нового для него означает отражение пространственно-временных воображений, порожденных внутренними импульсами вследствие повышения чувствительности к своим внутренним раздражителям. В крайних проявлениях это – путь к безумию, галлюцинациям, бреду, шизофрении. В психиатрии бессознательно или сознательно допущен хаос, не позволяющий отделить реалистическое творчество от иррационального искусства, духовность от безумия и творческих людей, создавших духовное наследие человечества, нередко относят к шизоидным психопатам (наряду с настоящими шизофрениками).

Иррациональное искусство, будучи красивым, причудливым, иллюзорным в лучшем случае может служить развлечению, отдыху, но, как правило, не становится классикой и духовным наследием.

Судить надо по плодам.

Нужно определить: отражает ли результат творчества гармонию природы.

Например, если результатом труда предполагается научное открытие, то нужно оценить, является ли этот результат отображением объективной реальности, или это иллюзия, порожденная внутренними импульсами человека вследствие его отрыва от закономерного начала природы и от ума (здравого смысла).

Раздвоение личности не обязательно шизофрения. Раздвоение личности существует всегда, так как в человеке есть два начала: интуиция и логика, неосознанное и осознанное, дух и ум. Важным является связь между двумя началами, их согласованность. Если между двумя началами есть согласованность, то человек может управлять ими. В этом случае человек достигает высшего уровня творчества, может заниматься художественным или научным творчеством, гармонизировать окружающий мир, т.е. творить добро. Если же между двумя началами человека нет согласованности, процессы в них происходят хаотично, то он не может воспринимать реальную действительность адекватно, срабатывает психологическая защита от информации и он начинает воспринимать окружающий мир иллюзорно, иррационально, ирреально.

Основным мотивом к творчеству является неосознанное стремление человека к закономерному началу природы (проявлениям Бога). Творческий процесс сопровождается чувством гармонического сочетания с Богом. Это чувство называется любовью. Все остальное, в том числе человек, есть средство достижения любви. Бог есть причина творчества.

 

2.3.4. Научное творчество

Научное творчество есть логическое осознание интуитивно воспринятых образов реального мира. А также – расшифровка и оформление осознанных образов на научном языке.

Фундаментальная наука есть способы сотворения нового на основе научного творчества. Фундаментальная наука устанавливает объективные закономерности природы. Поэтому она связана с закономерным началом природы.

Теория есть обобщающее положение, отражающее развитие объективных закономерностей природы. Другими словами, теория есть обобщающее положение, полученное в результате научного творчества (т.е. путем логического осознания интуитивно воспринятых образов реального мира).

Научное творчество имеет свою стратегию и тактику. Стратегическое научное творчество служит целостному, интуитивному восприятию образов реального мира, без анализа деталей. Этот процесс является неосознанным. К этому склонны интуитивные стабильные психологические типы (IS).

Тактическое научное творчество служит дифференцированному, логическому восприятию образов реального мира путем анализа деталей. Этот процесс является осознанным. К тактическому научному творчеству склонны логические стабильные психологические типы (LS).

Прикладная наука есть решение логических задач или изобретательство.

К решению логических задач склонны логические психологические типы (L).

К изобретательству склонны интуитивные психологические типы (I). Изобретение есть неожиданно простое решение сложной проблемы на основе интуиции.

 


Ниже на рис.2.3. приводится проекция процесса научного творчества на обобщ
енную схему психологических типов.

 Рис. 2.3. Проекция процесса научного творчества на обобщенную схему психологических типов.

 

На рис. 2.4. приводится схематическое изображение процесса создания и реализации интеллектуальной собственности, созданной в результате научного творчества.


Рис. 2.4. Схематическое изображение процесса создания и реализации интеллектуальной собственности

 

2.3.4. Состав творческого коллектива

с точки зрения психологических типов

Творческий коллектив теоретически должен состоять из всех 8 основных психологических типов:

Творец – Стабильный тип. Гармоничный, созидатель. Сотворяет новое на основе гармоничного сочетания разумности и духовности, логики и интуиции, ума и духа. Гармонизирует окружающий мир в масштабе своей личности.

Стратег – Интуитивный стабильный тип. Духовный,

научный идеолог, стратег-управленец. Помощник творца по стратегии.

Фантазер – Интуитивный дестабильный тип.Помощник

стратега по иррациональному искусству. Генерирует нереальные идеи, но может натолкнуть стратега на реальную оригинальную идею.

Человек дух – Интуитивный тип. Связывает стратега с

фантазером.

Тактик – Логический стабильный тип. Разумный, тактик-управленец, помощник творца по тактике, по реализации практических дел.

Исполнитель – Логический дестабильный тип. Помощник тактика по исполнительскому искусству. Не имеет своих идей, но является прекрасным исполнителем при условии постоянного силового контроля.

Человек ум – Логический тип. Связывает тактика с исполнителем.

Разрушитель – Хаотичный тип. Сеет хаос и разрушение. Ввергает всех в хаос. Неосознанно способствует началу нового творческого процесса.

 


Ниже приводится схема творческого коллектива (по аналогии таблицы психоло
ических типов). г


 

Рис. 2.4. Состав творческого коллектива

 

В каждом творческом коллективе творец, как правило, один. Все остальные помощники. Все психологические типы имеют свое назначение. Гармоничные люди достигают результата сотворения и входят в состояния равновесия и удовлетворения. Если бы и далее они находились бы в этом состоянии, то закончилось бы развитие. Но хаотичные люди ввергают их в хаос. Гармоничные люди, обладая свойством стремления к гармонии, мобилизуют свои физические и духовные силы и вновь достигают результата сотворения и гармонии, но уже на более высоком качественном уровне. Так происходит развитие. Все вместе – гармоничные и хаотичные (одни осознанно, другие неосознанно) служат прогрессу, сотворению материи будущего. Как сказал философ: все разумное существует и все существующее разумно.

 

Послесловие к главе 2

 

После выхода 1-го издания этой книги многие специалисты, ученые и простые люди проявили к ней искренний интерес и отнеслись одобрительно.

Но, 3 категории людей возразили:

1)            Некоторые ученые.

2)            Некоторые религиозные деятели.

3)            Некоторые психиатры.

При этом все эти возражения имели одну и ту же причину. Спрашивается: что общего между ними? Рассмотрим причину возражения.

В книге написано:

«Природа устроена закономерно. Законы природы не противоречат друг другу – они гармонически сочетаются между собой. Это означает, что у законов природы есть общее начало – закономерное начало природы. В природе объективно существует гармония. Человек является субъектом, который обязан изучать законы природы и находить способы гармоничного сочетания с окружающим миром. Это необходимо для развития жизни и сохранения рода человеческого».

Против этого возразили все перечисленные выше категории людей, но каждая по своему. А именно:

1)     Некоторые ученые заявили:

«Нет никакого закономерного начала природы. Все происходит случайно. Все возникает из хаоса. Теория случайных чисел объясняет все».

2)     Некоторые религиозные деятели заявили:

«Нет никакого закономерного начала природы.

Человек не должен изучать законы природы. Он обязан верить. Иначе произойдет подмена Бога природой».

 3)     Некоторые психиатры заявили:

«Нет никакого закономерного начала природы. Если человек убежден в том, что в природе объективно существует гармония (независимо от него), а он является субъектом, который стремится к гармоничному сочетанию с окружающим миром, то это есть аутизм – первый признак шизофрении».

 

Автор в данном издании книги постарался более подробно разъяснить эти вопросы с приведением наглядных примеров. Но, в целом эти философские вопросы нужно осветить в отдельной книге.